Венцы славы Чолов

Архитектура храма Чолов

Раджараджа I правитель Чоланаду, или Страны Чолов, и ее заморских владений — славился своей набожностью, и его бесконечная вера в богов воплотилась в воздвигнутых им храмах. Был он также и воином, но не слишком тщеславным.

Устремленные в небо храмы, которые повелел он построить во славу веры, и эпические сказания — все это осталось в память о нем. Традиции мастерства, завещанные нам его архитекторами и мастерами, остаются непревзойденными.

В молодости его звали Арулможидеваном — Богом мудрых слов. Он унаследовал трон своего дяди и принял корону, освященную касанием ног Шивы, — Шивападашекхарар. Получив имя Раджараджи I и вступив во владение царством, которое пришло в упадок, он создал империю, достойную называться Мумуди Чолан — Царство Чолов с тремя коронами (короны царств Чера, Чола и Пандья). Величайший царь династии Чолов, он правил с 985 по 1014 год н. э. и прославился также как Нитьявинодха Чолан — «знаток искусств». Именно он обнаружил утерянные ранее записи религиозных гимнов тхеварам и вернул тамилам то, чем они так гордились. Его имя не увековечено в камне, но всякий, кто пел эти гимны, и без того знает имя человека, вернувшего, казалось, навеки утраченное богатство. Ему не пришлось позировать скульпторам, чтобы обрести бессмертие.

В течение нескольких столетий Чолы правили большей частью территории нынешнего Тамилнаду и островами Индийского океана: от Малайского архипелага до Лаккадивских островов. Немногие царства в мире имели такую долгую и славную историю. Немногие народы были столь воинственны и в то же время столь набожны и художественно одарены. За тринадцать столетий, о которых повествуют хроники, только один раз — в период с VI по IX век — Чолы оказались в положении вассалов и их флаг с изображением тигра не реял гордо на мачте.

Срединные земли империи Чолов охватывали современные районы Тханджавур и Тиру чира па л ли, а также часть Южного Аркота. Столицей страны был город Урайюр, ныне пригород Тиручи. Здесь, на берегах реки Кавери, Чолы создали цветущий оазис, и их ирригационные сооружения, сохранившиеся до сих пор, вызывают восхищение современных инженеров.

Закат первой империи Чолов начался с усилением царства Пандьев на юге и царства Паллавов на севере. Но многочисленные войны истощили эти государства, и, когда они вернулись в свои прежние границы, борьбу за власть в Чоланаду повели местные вожди. Победу в ней одержала династия Муттараяр. Однако в 850 году н. э. вождь Чолов Виджаялая отвоевал утраченные ранее владения и вновь создал империю Чолов, столица которой находилась теперь в городе Тханджай (Тханджавур),

«городе-прибежище».

Виджаялая вернул земли, принадлежавшие Чолам, и прибавил к ним новые. Многим способствовал возрождению великой империи его сын и наследник Адитья I, который захватил Тон-даимандалам, владение Паллавов. Сын Адитьи Парантака I (907—955) еще более возвеличил Чолов, одержав победу над Пандьями. Правда, в 949 году в битве при Такколаме Чолы были разбиты племенем Раштракутов, и их власть заметно ослабла. Наследники Парантаки едва сдерживали натиск врагов. Так продолжалось до тех пор, пока на престол не взошел праправнук Парантаки I Раджараджа I. Коронован он был в 985 году.

Свое славное правление Раджараджа начал с того, что вернул тамилам их исконные земли. Затем он расширил границы империи и к северу, и к югу и стал первым правителем второй империи Чолов, чья власть простиралась за пределы тамилоязычных областей на севере, а также первым из Чолов, кому удалось покорить Шри-Ланку.

Его сын Раджендра I (1014—1044) прославил себя еще более громкими победами и строительством новых храмов. Он завершил завоевание Илама, а его военные корабли захватили Андаманские, Никобарские и Лаккадивские острова и достигли Шри-Виджаи (Суматры). И на суше армии Раджендры не знали преград на своем пути и дошли до берегов Ганга. В ознаменование своих побед он заложил новую столицу — Гангаикон-дачолапурам («Город Чолы, овладевшего Гангом») и Большой храм, который, правда, по размерам уступал тому, что построил его отец, и не принижал поэтому его славы.

Военная слава Чолов ныне забыта, как и превосходная система управления, которую ввел Раджараджа, ведь он сумел привить своим подданным чувство единства и чувство долга. Но нельзя забыть того, что достигнуто Чолами в архитектуре, особенно в строительстве храмов, а храм был единственным местом, где царь встречался с подданными.

Существует несколько объяснений того, почему храм Раджа-раджи в Тханджавуре, известный также как храм Брихадешва-рар, имеет такие гигантские размеры. По одной версии, царь хотел в величии храма отразить значение религии для человека. По другой версии, царь решил, что наилучший способ использовать сокровища, захваченные им в царствах Илама, Чера, Пандья и Паллава, — вложить их в строительство такого храма, который стал бы символом благодарности богам, памятником победы и источником работы для его подданных.

Но существует и более романтическое предание. Рассказывают, что император страдал от черной проказы, и его духовный наставник открыл ему тайну проклятия: Раджараджа прогневал богов своей жестокостью во время охоты. Чтобы вылечиться от этой болезни, царь должен был воздвигнуть величественный храм богу Шиве и водрузить в его святилище линагм (фаллическое изображение Шивы) из камня, взятого в русле далекой реки.

Царь так и поступил. Говорят далее, что, когда лингам был поднят со дна реки, он начал расти и рос до тех пор, пока не принял огромных размеров. Перед людьми возник столб высотой 4,5 м.

Считается, что храм, где должен был стоять лингам, расположен там, где жил и предавался созерцанию великий отшельник Наймисрамая. Великий правитель построил величественный храм, или скорее храмовый комплекс, не забыв ни одной важной детали. На сооружение этого тщательно спланированного храма ушло двенадцать лет. Раджараджа увенчал его медным шпилем, который весит 9,25 килограмма и покрыт золотыми пластинами общим весом 800 граммов. На стенах храма он повелел высечь имена ста семи человек, пожертвовавших средства на «святой каменный храм Шри Раджараджешварар, который мы приказали вознести в Тханджавуре». Такая надпись — большая редкость в индусских исторических анналах.

После освящения храма правитель совершил омовение в храмовом пруду и излечился от своего недуга. Соответствует эта легенда истине или нет, но храм во всем его великолепии, несомненно, является одним из шедевров дравидийской архитектуры.

Однако было бы неверно говорить лишь о его великолепии, ибо он еще и уникален по строению. Обычно в дравидийских храмах надвратные башни гопурам превосходят по высоте в и маним — башню над святилищем. Но при сооружении этого храма царь распорядился, чтобы башня над лингамом была выше гопурам. Так, в тамильской храмовой архитектуре появилось новое направление.

Примеру отца последовал Радже ндра I, воздвигая храм в Ган-гаикондачолапураме, а также его наследники при строительстве храмов Дарасурам и Трибхуванам. После того как эти храмы были построены, Чолы вернулись к традиционному стилю, при-котором выманим сооружается «приземленной», а гопурам высокой. Новые храмы были не сравнимы с теми четырьмя, что были построены по замыслу Раджараджи, и по уровню художественного совершенства они уступали тем, о которых Фергюссон написал: «Мастера эпохи Чолов планировали гигантские постройки, но при этом шлифовали их, как драгоценные камни».

Построенный на средства от захватнических войн, храм Рад-жараджеварар — достойный памятник военной славы, пишет Р. К. Дас, «величественный монумент благочестия и религиозного пыла». В великом храме все должно быть великим, а не только вера и тщеславие. Огромна по своим размерам виманам — 65 метров от основания до вершины. Его тринадцать ярусов украшены множеством гипсовых скульптур, четыре из которых, на фасаде, удивительно символичны и как бы предсказывают четыре периода истории страны Чолов — эпохи Чолов, Наяков, маратхов и англичан. Скульптурное изображение священного быка Нанди, которое помещено в храме, — второе по величине в Индии. Его высота — около 4 метров, длина — 6 метров, ширина — 2,5 метра. Вес этого огромного монолита — 25 тонн. В храме находится более 250 лингамов, не считая махалингама, расположенного в святилище.

О каждой из храмовых построек сложено множество легенд. Посетитель входит в эту обитель легенд и поразительной красоты с востока, через двое ворот, которые убранством не уступают друг другу. Башни над ними хоть и велики, но не могут сравниться с башней над святилищем. Вторые ворота открываются на главный двор, длина которого около 170 метров, а ширина — вдвое меньше. Здесь расположена основная часть храма. Ее длина примерно 55 метров. Через коридор пракарам, Нандиман-дапам (зал Нанди) и еще через три расположенных один за другим зала посетитель проходит в святилище Брихадешварара, расположенное в западном его конце. Над святилищем на каменной платформе площадью 9 кв. метров возвышается пирамидальная башня виманам, резной восьмигранный купол которой увенчан сверкающим шпилем.

Фрески Чолов

В святилище храма находится махалингам — самое большое из подобных изображений в Индии. Его широкое основание и верхняя цилиндрическая часть соединены между собой особым составом. Когда храм был построен и священный символ установлен внутри, мастерам никак не удавалось соединить две его части, хотя для этого и использовался специальный освященный клей. Обеспокоенный царь не находил себе места, пока не услышал предсказания, что лингам удается закрепить только в присутствии божества по имени Карур Девар. Когда оно явилось в храм и совершило обряд поклонения, две части лингама соединились при помощи раствора из священной пасты и слюны божества.

Святилище окружено галереей, которая является настоящим музеем лучших образцов искусства эпохи Чолов. Стены ее украшены множеством резных скульптур. Среди представленных здесь шедевров выделяются рельефные панели, изображающие исполнителей танца бхаратнатьям. Живопись восхитительна. Фрески повествуют о смертных и бессмертных, о царях и отшельниках. На одной из них изображен великий царь Чолов с Карур Деваром. Часто встречается великолепная бронзовая скульптура, которой прославились Чолы. И в любом уголке храма словно звучат еще сладостные мелодии пышных концертов, которые устраивались здесь, слышится перезвон браслетов 400 девадаси (храмовых танцовщиц), прислуживавших в нем, и страстная речь героев драматических постановок, известных под названием «Раджешвара Натака».

Ни в одном храме Южной Индии вы не встретите столь богатой коллекции произведений искусства. Ни один храм не был задуман с таким размахом и построен с таким тщанием и любовью. Перси Браун отмечал в связи с этим, что «башня виманам в Танджоре, несомненно являющаяся лучшим образцом искусства дравидийских мастеров, может служить мерилом для всей индийской ахритектуры». Благодаря «изящному равновесию» всех ее деталей создается впечатление, что башня висит в воздухе. Она построена столь искусно, что тень ее венца никогда не падает на землю. Ее великолепие и богатое убранство свидетельствуют о стремлении ее создателей не только к добротности.

Большой храм находится внутри крепости, окруженной рвом и могучими стенами, которые напоминают наружные стены самого храма. Над его сооружением трудились сотни каменщиков и архитекторов. Не менее, чем прекрасный итог их работы, поражает воображение тот факт, что гранит для строительства приходилось доставлять за многие мили.

Дар в виде храма Брихадешварар, который Раджараджа преподнес тамильскому народу, по ценности своей сравним лишь с еще одним его деянием — возвращением людям гимнов тхеварам. Впервые эти гимны стали исполнять во времена Паллавов отшельники-шиваиты Аппар, Самбандар и Сундарар — члены религиозной секты наянмаров. Тексты гимнов оказали глубокое влияние на содержание индусской философии и формирование религиозного чувства тамилов. После падения династии Паллавов пальмовые листы олаи, на которых были записаны гимны, считались утерянными.

Существует предание, что однажды Раджараджа услышал один из этих гимнов в храме Тхируварур и был очарован его красотой. Узнав о том, что это лишь один из нескольких подобных ему гимнов, он повелел разыскать остальные. По странному стечению обстоятельств они были найдены в храме Чидамбарам, который почитался у Чолов как самый священный. Однако жрец храма сказал, что передаст гимны только тем, кто их создал. Тогда Раджараджа приказал сделать статуи трех создателей и внести их в хранилище манускриптов. Жрец возложил им на руки пальмовые листы. Они были очень ветхими, но письмена гимнов были еще различимы. Царь поручил ученому человеку по имени Намби Андар Намби расшифровать их. Так были возрождены двенадцать гимнов тиру мари, которые с тех пор укрепляли веру тамилов и вдохновляли их на строительство храмов, столь же прекрасных, как и сама вера.

Храм, где можно молиться, свод уложений, по которым следует жить, история, которой можно гордиться, образцы искусства, достойные того, чтобы их хранили, и великий, вечный памятник — чем еще может осчастливить правитель своих подданных?

Храм Брихадешварар — один из нескольких великих индийских памятников, причисленных ЮНЕСКО к тем историческим местам и памятникам мира, которые необходимо сохранить в первую очередь, так как «они свидетельствуют о творческом гении человека». Такая оценка этого храма позволяет, как это ни странно, предавать забвению другие памятники эпохи Чолов.

Удивительно, но о Раджендре Чоле, который прославился большими свершениями, чем его отец, вспоминают гораздо реже. А ведь Раджараджа обогатил индийскую архитектуру только одним храмом Брихадешварар.

Между тем Раджендра Чола не только внес более ценный вклад в архитектуру, но и добился более славных военных побед. Он завоевал почти всю Южную Индию — от одного побережья до другого, а затем его армии смели все преграды на своем пути к берегам Ганга. Когда его победоносная армия вернулась домой, Радже ндра встретил ее на берегах реки Годавари и повелел всем участвовать в небывалой церемонии.

Еще в Тханджавуре, получив известия о великих победах, он решил возвести новую столицу в дотоле пустынном месте. Ее должны были украсить две одинаковые «башни победы», храм, который мог бы сравниться с тханджавурским, и «водяной столп» — озеро, вырытое по его приказанию, куда и пришли победители и плененные ими цари. И когда каждый вылил в озеро полный сосуд воды, взятой из Ганга, его воды слились в этом озере с водами реки Кавери. Здесь, рядом с озером, что находится в 50 милях к северо-востоку от Тханджавура, поднялась новая столица, которую он назвал Гангаикондачо лапу рам. Это был прекрасно спланированный город, в центре которого стоял храм.

Раджендра Чола распорядился построить храм, несколько уступающий по размерам храму, возведенному его отцом. (Например, его девятиярусная виманам возвышалась над землей всего на 57 метров.) Возможно, он поступил так из чувства сыновней почтительности. Но это была единственная уступка, на которую он пошел. Так, установленный в его храме шивалингам является самым большим из всех, что можно встретить в храмах Южной Индии, а пятьдесят огромных храмовых скульптур поражают воображение и намного превосходят скульптуры Тханджавура. Бык Нанди и наваг pax а (символы девяти планет) великолепны, а шпиль, венчающий храм, ничуть не уступает шпилю Брихадешварара. Что еще более примечательно, Раджендра, соорудив этот прекрасный храм, не остановился на достигнутом, но возвел еще несколько храмов, каждый из которых является образцом изящного искусства.

Гангаикондачолапурам был столицей Чолов на протяжении двух веков, а затем постепенно пришел в запустение. Сегодня он представляет собой заброшенную деревню, развалины которой наводят на воспоминания о его былой славе. Лишь храм все еще поддерживается в хорошем состоянии. Не сохранился и «водяной столп победы» — озеро засыпали и проложили по нему дорогу. Не в столь уж отдаленные времена — в 30-е годы прошлого века — значительная часть храмовых стен и башен была варварски разобрана: камень использовали при строительстве дамбы в Нижнем Аникуте!

Примерно на полпути между Тханджавуром и Гангаикондачо-лапурамом находятся деревни Дарасурам и Трибхуванам, где стоят еще два храма, возведенных в период расцвета архитектуры Чолов. Дарасурам, расположенный в 35 километрах от Тханджавура, назывался когда-то Раджараджапурамом и был частью запасной столицы Чолов Пажаяраи. Здесь Раджараджа II (1146—1173) в годы, когда империя достигла наивысшего могущества, построил храм Аайраватешварар.

Его гопурам и наружные стены почти полностью разрушены, но святилище и 26-метровая пятиярусная башня виманам над ним, а также святилище, где находится изображение богини, давшей название храму, сохранились почти в первозданном виде. Передняя платформа мандапам этого храма, который называют воплощенной в камне мечтой, построена в виде колесницы. Ступени платформы при постукивании издают мелодичные звуки. Некогда этот храм славился богатством своих фресок и украшений. Кое-что из этого богатства сохранилось поныне. Панели, на которых изображены эпизоды из жизни наянмаров и исполнители бхаратнатъяма, дали храму еще одно название — «храм вечного наслаждения». Сохранился также и храмовый пруд Дарасурама.

После смерти Раджараджи II могущество Чолов пошло на убыль, и у Колоттунги III (1178—1218) почти не было времени, чтобы завершить строительство последнего из четырех знаменитых храмов династии Чолов — храма Камбахарешварар (или Трибхуванавирешварар), что находится в Трибхуванаме, в 5 километрах от Дарасурама. Поражение, которое потерпел Кулот-тунга от царя династии Пандьев, происходящей из Мадурая, ознаменовало конец великой империи Чолов. Но к этому времени строительство четвертого великого храма уже было завершено.

Храм Камбахарешварар, чья башня виманам поднялась на 40 метров, выглядит эффектнее, чем храм в Дарасураме, который в свою очередь ценнее своими скульптурами. Однако, по существу, он повторяет и объединяет в себе лишь то, что уже было достигнуто в Тханджавуре и Дарасураме. Как и в Тханджавуре, здесь были возведены две башни гопурам. Как и в Дарасураме, его передняя платформа мандапам построена в виде колесницы, а внутренние помещения украшены панелями, изображающими эпизоды из «Рамаяны» Камбара. В подражание Тханджавуру на его стенах сделана надпись о событиях, связанных с основанием храма.

Вскоре после того, как храм Трибхуванам был построен, царство Чолов перестало существовать. Но Чолы оставили народу Тамилнаду и всей Южной Индии богатое наследие — веру, культуру, художественные традиции и храмовую архитектуру. Прекрасной частью этого наследия являются четыре великих храма страны Чолов.

0 | 0
Другие статьи
Индийская кухня известна на весь мир. По всей Европе и наша страна не исключение, создано множество ресторанов, которые ...
Со времен Великих Моголов дворы индийских князей были в стране очагами музыкальной жизни. Из царственных покровителей му...
Видео
Обзорное видео одного из самых крупных рынков на Гоа. До открытия рынка можно увидеть, как множество людей с корзинами на головах идут в нап...
Потрясающее видео, было заснято одним из туристов, приехавшим на отдых в Гоа. Съемка началась еще на железнодорожном вокзале. На видео запеч...
© 2018 - Индия - земля индуизма