Президент-философ Радхакришнан

С. Радхакришнан

Значительность Радхакришнана заключается в том, что он выработал мировоззрение в сочетании абсолютного идеализма, пронизывающего всю историю индийской философской мысли, с западной философией действия, теории чистого «эго» с современной этикой благоденствия, трансцендентализма с практицизмом.

В своих многочисленных трудах Радхакришнан стремился утвердить превосходство чистого сознания, думы человека о высшем смысле его земной жизни над мирской суетой. Западный образ жизни не казался ему тем идеалом, к которому надлежит стремиться. Вот почему отправной точкой всех его интеллектуальных привязанностей было то, что он называл «религией духа».

С. Радхакришнан по самому высокому счету являет собой пример редчайшего и плодотворнейшего сочетания идеалистической философии, которая берет начало в Упанишадах, с этикой действия, столь характерной для нашего времени. В современной Индии нашлось бы не много философов, способных объединить в единое целое идеи адвайта-веданты и повседневную жизнь среди людей и вещей. Общеизвестно, что Упанишады проповедовали образ жизни, несовместимый с ценностями бренного человеческого существования.

Предпринятая им попытка решить эту задачу поставила его в один ряд с такими светочами нашей эпохи, как Рабиндранат Тагор, Свами Вивекананда, Шри Ауробиндо.

В двадцатилетнем возрасте Радхакришнан написал диссертацию на соискание ученой степени магистра, озаглавленную «Этика веданты и метафизические предположения». В этом труде он попытался вновь утвердить метафизический тезис, лежащий в основе идеалистической традиции Индии, и извлечь из него определенный гуманистический урок, который был бы применим во все времена и к любому народу. Знание первоисточников индийской традиции, которые Радхакришнан серьезно изучал, и идей западных авторов, практичностью которых он восхищался, позволило ему глубоко осмыслить исконную систему ценностей, порожденную нашим прошлым, и научно-техническое будущее, обещанное Западом. Он не мог согласиться с тем, что наука и выросшая из нее промышленная цивилизация имеют непреходящее значение для человеческих устремлений.

Произведения Радхакришнана посвящены трем главным темам: пересмотру взгляда на адвайта-веданту отношениям между Брахманом (Всевышним) и миром, а также месту деяний в жизни человека. Но все они так тесно переплетены, что говорить о какой-либо из них в отдельности очень трудно.

В сущности, Радхакришнан не является таким мыслителем, которого можно было бы рассматривать вне контекста всех религиозно-этических явлений индуизма. Основная цель его трудов — дать современное понимание индийской классической философии, какой она предстает в Упанишадах, Бхагавадгите и Брахмасутре. Он один из тех неутомимых толкователей индийской традиции, которые воспринимают индийскую философию и индийские религии как единую философскую систему. Во всех его работах ощущается убежденность в том, что именно Высшая реальность — Брахман, всеобъемлющий дух, — формирует основу происходящего в нас и вокруг нас. Известно, что и на более позднем этапе своей жизни, по вступлении на дипломатическую стезю, Радхакришнан отстаивал определенную метафизическую позицию, позицию превосходства трансцендентальной мудрости и нейтралитета. В этом смысле его роль в политике в качестве посла, вице-президента, а затем и президента Индии есть роль стхитапраджны — отстраненного участника.

В бытность Радхакришнана председателем палаты штатов индийского парламента (1952—1962) его спокойное, невозмутимое лицо, чарующая улыбка, моральный и интеллектуальный престиж, естественное и безыскусное достоинство покоряли депутатов, если не вселяли в них благоговение, и, пожалуй, не было случая, чтобы депутат, пусть даже самый напористый и ершистый, отважился бы оспорить его решение или не подчиниться малейшему движению его руки. В качестве президента Индии он имел такой моральный авторитет и интеллектуальное превосходство, которым даже в критических обстоятельствах трудно было противостоять. И вместе с тем он относился с пониманием к чужим ошибкам, что я могу подтвердить собственным опытом.

На основании его высказываний сначала как профессора философии, а затем как дипломата, выступавшего перед большими собраниями государственных и политических деятелей, можно сказать, что его преданность идеям веданты была настолько глубока, что к мирским делам он относился как к своего рода спектаклю, навязанному изначальному человеческому «я» (атману) и все же по-своему реальному.

Теория Радхакришнана о «реальности и мире» исходила из его ничем не замутненной приверженности миру адвайта-веданты. В своих работах он последовательно отстаивает содержащееся в Упанишадах утверждение, что реальность в своей основе едина, всеобъемлюща, самоценна и многообразна в своих проявлениях. Реконструируя теорию реальности, изложенную адвайта-ведантой, он часто использует идеалистическую фразеологию Гегеля, Ф. Г. Брэдли, Генри Бергсона. Брахман, или высшая суть всего сущего, есть для него единственная система отсчета, в рамках которой можно понять мир и человеческое бытие. Обладая несомненным литературным даром, Радхакришнан создал на английском языке для западного читателя такие труды, как «Взгляд индуса на жизнь», «Идеалистический взгляд на жизнь» и некоторые другие, где изложена метафизическая система, объединяющая трансцендентальную (парамарт хикасатта) и земную (вьявахарика-сатта) реальности.

Радхакришнан значительно отошел от основного понятия адвайта-веданты «маявада», согласно которому мир, где действует человек со всеми его интересами, желаниями, привязанностями, намерениями, — иллюзорен. Совершив небывалую попытку объединить «абсолют» и мир, потустороннее и земное, духовное и материальное, вечное и преходящее, Радхакришнан изменил исходные постулаты Упанишад и Брахмасутры, систематизированные до него Шанкарой, об эфемерности пространственно-временного мира и о познании Брахмана как единственно достойного дела жизни.

Примечательной чертой «абсолютного идеализма» ведантического толка, исповедуемого Радхакришнаном, является то, что он нигде не осуждает приверженности человека действию. Этика действия, очевидно заимствованная им из Бхагавадгиты и сикхской философии, характерна для всех его попыток реформировать индусский идеализм. Критикуя Запад за однобокость научно-технического развития, за стремление к комфорту и роскоши, он указывал на то, что духовные ценности индуизма вечны.

Есть нечто пророческое в высказываниях Радхакришнана о невозможности решить конфликты между народами и государствами без осознания истоков этой проблемы. Для решения подобных конфликтов необходимы радикальные изменения в образе мышления государственных деятелей, чего можно было бы добиться при помощи образования, убеждения, дискуссий. Роль, которую сыграл Радхакришнан в качестве посла и специального эмиссара Индии во многих странах, достойна восхищения, ибо силой слов, которые он выбирал с особым тщанием, он пытался убедить представителей разных наций в необходимости широкого взгляда на вещи, общего мировоззрения, сострадания к бедному и страдающему человеку. Он хотел, чтобы они поняли воплощенную в индийских религиях уже многие столетия назад важнейшую мысль, что каждый человек рождается с внутренней потребностью избавиться от тяги к утолению земных желаний, приносящему скорую, но быстротечную радость, и сосредоточиться на тех вечных ценностях, которые положат конец неравенству между людьми, странами и культурами.

Философский вклад Радхакришнана в сближение Востока и Запада весьма ощутим, поскольку он предложил целостный подход, по достоинству оценив стремление Запада усовершенствовать мир с помощью науки и техники. Однако, утверждал Радхакришнан, если подобное стремление не будет подчинено воплощению гуманистических, общечеловеческих идеалов, своего рода царства духа, мы не сможем изменить жизнь человека к лучшему. Никогда еще этот целостный подход не был более актуален для человечества, чем сейчас.

1 | 0
Другие статьи
Привезти сувениры из страны, в которой побывал, считает своим долгом практически каждый путешественник. Симпатичные безд...
Вам интересно, почему Индию называют страной праздников? Да потому что Индия со своей разнообразной культурой и традиция...
Видео
Потрясающее видео, было заснято одним из туристов, приехавшим на отдых в Гоа. Съемка началась еще на железнодорожном вокзале. На видео запеч...
Традицию устраивать карнавалы принесли в Гоа португальцы. Индусы не сопротивлялись, ведь это лишний повод повеселиться, нарядиться и радоват...
© 2018 - Индия - земля индуизма